Ожидания автопроизводителей о переносе запуска ЭРА-ГЛОНАСС не оправдались. Правительство не делает поблажек и готовится к серьезному переходу транспорта с американской GPS на российскую альтернативу. То же самое потребовали и от всех заводов, собирающих машины в России. Теперь каждая новая модель должна комплектоваться датчиками спутникового позиционирования и тревожной кнопкой для вызова экстренных служб.
«Подобный переход всегда затратен, — рассказывает вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков. — Если даже покупатель хочет пренебречь системой, то заплатить его попросят все равно. Причем расходы понесут как производители, так и автомобилисты».
Конструктивно многие автомобили не имели ранее штатной спутниковой навигации. Она присутствует лишь у 5% продающихся машин. Однако с 1 января ситуация изменится и каждая новая модель обзаведется приборами ГЛОНАСС. В подавляющем большинстве случаев они будут автономны и не станут делиться информацией с бортовой электроникой. Назначение ЭРА-ГЛОНАСС в круглосуточном контроле за транспортом. При возможном ДТП прибор должен сработать и выдать автоматическое оповещение экстренных служб.
Для сертификации по новым правилам производители должны провести минимум два краш-теста и проверить срабатывание прибора. То есть требуется разбить две серийные машины фронтально и сбоку. Плюс сертификация, оформление документов и в итоге, для разрешения на реализацию новых моделей, нужно потратить около 50 млн рублей.
Если та или иная компания запускает в будущем году сразу несколько нишевых моделей, не способных обеспечить массовости продаж, то это грозит убытками. Некоторые бренды отказались ввозить некоторые люксовые машины, продажи которых составляли единицы на отечественном рынке. Это кабриолеты, дорогие спорткары и электрокары.
«Причем правила распространяются и на подержанные автомобили, — рассказывает технический эксперт Игорь Моржаретто. — Ввести поездившие свое машины без требующихся документов будет невозможно». Но значит ли это полный запрет популярных в России б/у-машин.? Совсем нет.
Модели, уже имеющие старую сертификацию транспортного средства, могут ввозиться без ограничений. К примеру, продававшиеся в России «Джетты», «Фокусы», «Гольфы» и прочие «Астры» с «Пассатами» такими документами располагают. А вот редкие американские модели пикапов, типа Ford F-150 никогда не продавались в Европе и нашей сертификации не проходили. Это редкие, но харизматичные Dodge Ram 1500, Chevrolet Silverado 1500 и лидер серого рынка Toyota Tundra. Серым дилерам ввозить их теперь очень накладно. Сделано это для устранения лазейки, когда новые машины могли бы ввозится под видом подержанных.
Способно ли введение ЭРА-ГЛОНАСС повлиять на российский вторичный рынок в европейской части страны? Вряд ли, так как основная масса машин продавалась и будет продаваться без отечественной спутниковой системы еще несколько лет. Правила сертификации касаются только новых моделей, выходящих на рынок в 2017 году. Кроме того, подавляющее большинство ходовых моделей имеют уже не иностранное происхождение и были проданы в России новыми. Однако на Дальнем Востоке ситуация иная. Там запретят ввоз всех праворульных автомобилей из Японии. Сертификации у них нет. Правда старым позволят доездить свой срок, а вот пополнить парки японками уже невозможно. Европейские дилеры потирают руки, предвкушая уход непобедимых ранее серых конкурентов.
«Вся инфраструктура для продаж новых машин с российским левым рулем на Дальнем Востоке уже есть, — рассказывает директор агентства Автостат Сергей Целиков. — Однако потребительская активность там все еще сконцентрирована на вторичном рынке». Праворульные внедорожники из Японии обладают там меньшей ценой и лучшими потребительскими качествами и трудно убедить покупателей отказаться от очень надежных японок. В общем, ситуация сложная.